Навигация Основные категории сайта
Наш опрос Нам важно ваше мнение, да
Архив новостей Все новости за прошлые месяцы
Пустой блок Для всякой фигни
Сюда вставьте ваш текст или модули
Рекомендуем Глупая реклама
Пиллинг 10 гликолевой кислотой
Игры и упражнения на развитие пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения

Текст
научной работы
на тему "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА". Научная статья по специальности "Народное образование. Педагогика"

УДК 61:06-13/2098
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Баймуратова Д.Ж., Жетписбаева Г.О., Наркулова Б.А.
Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауезова, Шымкент, e-mail: ,
Роль игры в жизни ребенка неоценима, ее включение в педагогический процесс является одним из путей организации личного взаимодействия взрослого с ребенком. Для формирования пространственной ориентировки у дошкольников, педагог должен выстраивать свою методическую работу с учётом возрастных и психологических особенностей детей на каждом возрастном этапе. Кроме этого, процесс обучения должен способствовать самостоятельному выявлению детьми основных свойств и отношений, развитию познавательных способностей детей. Наиболее рационально для этого использовать игры и игровые упражнения.
Ключевые слова: дидактические игры, упражнения, развитие пространственной ориентации, дети дошкольного возраста
EDUCATIONAL GAMES AND EXERCISES AS A MEANS OF SPATIAL ORIENTATION IN PRESCHOOL CHILDREN Baimuratova D.Z., Zhetpisbaeva G.O., Narkulova B.A.
South Kazakhstan State University im. M.Auezova, Shymkent, e-mail: ,
The role of game in life of the child is invaluable; its inclusion to pedagogical process is one of ways of the organization of personal interaction of the adult with the child. For formation of spatial orientation of preschool children, the teacher has to build the methodical work taking into consideration the age and psychological features of children at each stage. Besides, process of training has to promote independent identification children’s main properties and relations, development of cognitive abilities of children. It is rational to use for this purpose games and game exercises.
Keywords: educational games, exercises, development of spatial orientation, pre-school children
Дошкольный возраст - период интенсивного развития пространственных представлений. Пространственные представления, хотя и возникают очень рано, являются более сложным процессом, чем умение различать качества предмета. в формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы.
Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как представление о величине и форме, так и пространственное различение, и восприятие пространства, и понимание различных пространственных отношении.
Обзор литературных данных
Раздел «Ориентировка в пространстве» занимает значительное место в математической подготовке детей младшего возраста. Вопросами формирования у детей представлений о пространстве занимались такие известные педагоги-исследователи, как
A.А. Столяр, Е.В. Сербина, АМ. Леушина,
B.В. Данилова и другие известные педагоги-исследователи.
В своем учебном пособии А. А. Столяр писал: «Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами)».
«Ориентировка в пространстве» - один из разделов «Программы» по развитию у детей элементарных математических представлений. Но это отнюдь не означает, что тема «Пространственные представления, навыки ориентации» сугубо математическая. Обратимся к исследованиям ученых - психологов и педагогов. Сквозная мысль: овладение пространственным восприятием, представлениями и ориентировкой повышает результативность и качество познавательной деятельности - продуктивно-творческой, трудовой, совершенствуются сенсорные, интеллектуальные способности. Ведь не секрет, что качество рисунка в значительной степени определяется композиционным построением, эстетическая выразительность - симметрией, ритмичностью чередования элементов, овладение пространственной координацией улучшает
качество выполнения упражнений - музыкально-ритмических, физкультурных.
Материалы и методы исследований
Для ребёнка-дошкольника основной путь развития - эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего чувственного опыта. Накопление этого чувственного опыта связано с активностью сенсорных способностей ребёнка, «переработку» его обеспечивают интеллектуальные способности. и для этого необходимо обеспечить условия для наблюдения и экспериментирования. Иными словами, для дошкольника содержание должно быть чувственно воспринимаемо, и должно позволять активное экспериментирование, результат которого, сформулированный в эмпирическом обобщении, как раз будет собственно воплощением момента продвижения (развития) ребёнка на пути познания окружающего мира.
Элементарные знания о пространстве и элементарные навыки ориентации необходимы для подготовки детей к школе. и последнее: освоение Правил дорожного движения совершенно невозможно без элементарных знаний о пространстве.
Первоначальной задачей является освоение ребенком ориентировки на собственном теле. Она основывается на знании пространственного расположения отдельных частей своего тела, умении ориентироваться в предметно-пространственном окружении «от себя».
Ориентировка от себя предполагает умение пользоваться системой, когда началом отсчета является сам субъект, и ориентировка от объектов требует, чтобы началом отсчета был тот объект, по отношению к которому определяется пространственное расположение других предметов. Для этого необходимо уметь вычленить различные стороны этого объекта: переднюю, заднюю, правую, левую, верхнюю, нижнюю.
Освоение системы отсчета и ориентировки в окружающем пространстве по сторонам собственного тела и других предметов, по основным пространственным направлениям развивает у детей умение давать словесную характеристику пространственной ситуации.
Полноценность овладения знаниями о пространстве, способность к пространственному ориентированию обеспечивается взаимодействием двигательно-кинестетического, зрительного и слухового анализаторов в ходе совершения различных видов деятельности ребенка, направленные на активное познание окружающей действительности.
Овладение знаниями о пространстве предполагает умение выделять и различать пространственные признаки и отношения, умение их правильно словесно обозначать, ориентироваться в пространственных отношениях при выполнении различных трудовых операций, опирающихся на пространственные представления.
Результаты исследования и их обсуждение
Для формирования пространственной ориентировки у дошкольников, педагог дол-
жен выстраивать свою методическую работу с учётом возрастных и психологических особенностей детей на каждом возрастном этапе. Кроме этого, процесс обучения должен способствовать самостоятельному выявлению детьми основных свойств и отношений, развитию познавательных способностей детей. Наиболее рационально для этого использовать игры и игровые упражнения. Роль игры в жизни ребенка неоценима, ее включение в педагогический процесс является одним из путей организации личного взаимодействия взрослого с ребенком.
Дидактические игры математического характера позволяют не только расширять, но и расширять знания детей о пространстве. Вот по чему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры и игровые упражнения.
Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. в младшей группе, особенно в начале года, всё занятие должно быть проведено в форме игры. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.
Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их - упражнять детей с целью выработки умений, навыков. в младшей группе обычным учебным упражнениям можно придать игровой характер и тогда их использовать как метод ознакомления детей с новым учебным материалом. Упражнение проводит воспитатель (дает задание, контролирует ответ), дети при этом менее самостоятельны, чем в дидактической игре. Элементы самообучения в упражнении отсутствуют.
В старшей группе большое внимание уделяют закреплению и совершенствованию умения передвигаться в указанном направлении, изменять направление движения во время ходьбы, бега.
Большое значение имеет использование определенной системы игр с правилами -
дидактических и подвижных. Игры проводят на занятиях по математике, физкультурных, музыкальных и вне занятий, главным образом на прогулке. в начале года можно предложить игру «Куда пойдешь и что найдешь?». в старшей группе эту игру проводят в более сложном варианте. Дети делают выбор из 4 направлений, задание одновременно выполняют несколько человек. Но теперь ребенку предлагают в процессе активного передвижения изменять направление, например дойти до стола, повернуть направо, дойти до окна, повернуть налево, дойти до угла комнаты и там найти спрятанную игрушку.
Усложнение в играх подчинено дидактическому принципу «от простого - к сложному». Так, например, в словесных играх этот принцип выражается в переходе от более простых к более сложным пространственным характеристикам (от «на, в, под, за», к «между, возле, вдоль, напротив» и др.). При определении местонахождения того или иного предмета, от ориентировки «от себя», к ориентировке «от предмета», в ускорении темпа игры. в настольно-печатных играх по ориентировке в пространстве - более точное определение пространственного местонахождения.
Игры по формированию ориентировки в пространстве «Угадай, кого загадали».
Цель: развивать ориентировку в пространстве; Закреплять термины, определяющие пространственное расположение предметов.
Ход игры. Для игры необходимы 3 игрушки крупного размера. Например: кукла, медведь и заяц. Ребенок садится в центре, игрушки размещаются вокруг. Педагог загадывает одну игрушку, ребенку предлагает угадать какую. Адрес загаданной игрушки, например, такой: она сидит сбоку от тебя (или перед тобой, или за тобой). Он должен назвать игрушку, находящуюся в указанном месте. Затем педагог предлагает поменяться местами. Теперь загадывать адрес игрушки будет ребенок. В дальнейшем можно ввести дополнительные различения: справа и слева.
Дидактическая игра: «Найди игрушку».
Цель: развивать ориентировку в пространстве; Формировать представление о причинной зависимости фигур.
Ход игры. Воспитатель прячет определенную игрушку в группе. у ребенка план группы. Педагог ставит на плане фишку в том месте, где спрятана игрушка. Задача
ребенка, взглянув на план, определить, где ее искать. Ребенок должен научиться пользоваться планом, находясь в любой точке комнаты. Для этого ему сначала нужно будет сориентировать план. После этого уже легко найти в групповой комнате, отмеченный на плане предмет.
Полезно проводить игры и лабиринты, предлагать детям определять направление движения с помощью стрелок или перемещаться в соответствии с планом маршрута. Такие игры концентрируют внимание, помогают преодолевать путь по схеме, ко -торая указывает начало и конец движения. С помощью простейших схем движения дети отыскивают лубяную избушку зайчика в лесу, помогают Незнайке добраться до волшебной страны Математики и т.п. Дети не только двигаются по стрелкам-указателям, описывают путь, но и с помощью воспитателя моделируют собственные планы маршрутов.
Заключение
Заинтересованность детей в выполнении более сложных заданий, требующих четкого различения основных пространственных направлений, создается заменой игрушек. Умение ориентироваться от другого предмета основывается на умении ориентироваться на самом себе. Дети должны научиться мысленно, представить себя в положении предмета.
В старшей группе дети должны научиться свободно, ориентироваться на плоскости, т. е. в двумерном пространстве. в начале учебного года на занятиях по математике детей учат располагать предметы в указанном направлении: сверху вниз или снизу вверх, слева направо или справа налево. Большое внимание уделяют последовательному выделению, описанию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур по отношению друг к другу.
Дети должны употреблять точные слова для обозначения положения предметов по отношению к листу, полу, площадке. На занятиях по математике дети получают первые представления о тех или иных пространственных связях и отношениях. Усво -ение их происходит в разных видах практической деятельности детей (например, изобразительной).
Представления о пространстве складываются у ребенка постепенно. Основопола-
гающим этапом в структуре формирования пространственных представлений является восприятие ребенком собственного тела, которое начинается с ощущения мышц, ощущения от взаимодействия тела с внешним пространством, и также от взаимодействия ребенка со взрослыми.
Формирование пространственной ориентировки неразрывно связано с развитием мышления и речи. Существенные изменения в восприятии пространства у дошкольника наблюдаются с появлением в его словаре слов, обозначающих место, направление и пространственное расположение предметов. С появлением в активном словаре дошкольника слов: влево, вправо, вперед, назад, близко, далеко восприятие пространства поднимается на новый, качественно более высокий уровень - расширяются и углубляются пространственные представления.
Список литературы
1. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: пособие для воспитателя дет. сада / З.А Михайлова. - М.: Просвещение, 1985. - 96 с., ил.
2. Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием : книга для воспитателя детского сада / А.А. Смоленцева. - М.: Просвещение, 1987. -97 с.
3 Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста: книга для воспитателя детского сада / под ред. Г.Н. Годиной, Э.Г. Пилюгиной. - М.: Просвещение, 1987. - 160 с.
4. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях // Сост. В. В. Данилова. - М., 1987. - 175 с.
5. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ Под ред. А. А. Столяра. М.: Просвещение, 1988. - 303 с.
6. Леушина Л.М. Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста / Л.М. Леушина. -М.: Просвещение, 1974. - 368 с.
7. Сербина Е.В.Математика для малышей/ Е.В. Серби-на. - М., Просвещение, 1992. - 80 с.

Источник: http://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-ig...

Добавил Апполинарий, 11.11.2015 в 06:30.
Просмотров: 2087, комментариев: 15