Навигация Основные категории сайта
Наш опрос Нам важно ваше мнение, да
Архив новостей Все новости за прошлые месяцы
Пустой блок Для всякой фигни
Сюда вставьте ваш текст или модули
Рекомендуем Глупая реклама
Строго запрещено при гепатите
Схема обследования дошкольника с нарушением зрения с.-пб., 1995

Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи

Like this presentation? Why not share!

18,579
views

Published on Mar 29, 2011


0 Comments 1 Like Statistics Notes
Views

Total Views

18,579

On Slideshare

0

From Embeds

0

Number of Embeds

3

Actions

Shares

0

Downloads

40

Comments

0

Likes

1

Embeds 0

No embeds

Report content

No notes for slide

  • 1. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями речи Курс лекций Преподаватель: Лынская Марианна Ильинична
  • 2. Цель психолого-педагогической диагностики детей с н/р
    • Определение направления образования ребенка, его специфических образовательных потребностей на основе выявления структуры нарушения и уровня развития речи ребенка
  • 3. Направления ППД детей с н/р Ранняя (скриннинг) Диспансерная (плановая) По запросу родителей и педагогов (углубленная) Прогностическая Дифференциальная
  • 4. Принципы ППД детей с н/р
    • Комплексности : вскрытие внутренних причин и механизмов нарушения: логопедическое, нейропсихологическое, социально-педагогическое, медицинское и др.;
    • Системности : опора на системное строение психики и языка; системный анализ вскрывает взаимосвязь между нарушениями, сохранные механизмы;
    • Динамичности : учет происходящих изменений и возрастных особенностей;
    • Развития: выявление и учет потенциальных возможностей;
    • Количественно-качественной оценки результатов диагностики
  • 5. Задачи ППД детей с н/р
    • Своевременное выявление детей с н/р;
    • 2. Определение структуры, степени, этиопатогенеза нарушения для дальнейшего выбора образовательной траектории (тип учреждения, программа, орг.формы);
    • 3. Оценка качества образования;
    • 4. Определение и обоснование педагогического прогноза;
    • 5. Определение условий воспитаний, специфики семейного взаимодействия;
    • 6. Профессиональное ориентирование подростков и взрослых с н/р
  • 6. Методы ППД детей с н/р
    • Изучение медицинской, педагогической документации;
    • Активное и пассивное наблюдение;
    • Опрос: интервьюированиие и анкетирование;
    • Проективные методы: рисуночные тесты;
    • Тестирование.
  • 7. Достоинства и недостатки метода наблюдения:
    • Не требует специального оборудования;
    • Не дает дополнительной психоэмоциональной нагрузки
    • Его длительность;
    • Зависимость результатов наблюдения от профессионализма специалиста;
    • Трудность организации статистической обработки результатов.
  • 8. Виды эксперимента Констатирующий Контрольный Формирующий
  • 9. Виды дозированной помощи :
    • простое переспрашивание;
    • одобрение или стимуляция дальнейших действий;
    • уточняющие вопросы о мотивах и причинах совершения действия;
    • наводящие вопросы или критические возражения экспериментатора;
    • подсказка, совет действовать тем или иным способом;
    • демонстрация действия и просьба самостоятельно повторить какое-то действие;
    • обучение тому, как надо выполнять задание.
  • 10. Количественная оценка принятия помощи ребенком:
    • 1 балл - ребенок не сотрудничает со взрослым и ведет себя неадекватно по отношению к заданию, не понимает его цели;
    • 2 балла - ребенок принимает задания, начинает сотрудничать со взрослым, стремится достичь цели, но самостоятельно выполнить задание не может, в процессе диагностического обучения действует адекватно, но после обучения не переходит к самостоятельному выполнению задания;
    • 3 балла – начинает сотрудничать со взрослым, принимает и понимает цель задания, но самостоятельно задание не выполняет, в процессе диагностического обучения действует адекватно, а затем переходит к самостоятельному способу выполнения задания;
    • 4 балла - ребенок сразу начал сотрудничать со взрослым, принимает задание и самостоятельно находит способ его выполнения.
  • 11. Ориентировочный Диагностический Аналитический Прогностический Информирование родителей Этапы психолого-логопедического обследовании
  • 12. Медицинская документация, изучаемая на ориентировочном этапе
    • Медицинская карта ребенка или выписки специалистов из нее;
    • Заключения специалистов, консультации которых получены по собственной инициативе (аудиограммы, ЭЭГ, РЭГ и др.).
    • Обменная карта из роддома.
  • 13. Педагогическая документация :
    • Характеристики на ребенка педагогов (воспитателей, учителей, социальных педагогов, дефектологов, логопедов), психологов;
    • Школьный дневник;
    • Работы ребенка: относят рисунки (или творческие поделки) и школьные тетради (сравниваются классные и домашние тетради, контрольные тетради с диктантами и сочинениями, рабочие тетради по математике .
  • 14. Разделы речевой карты :
    • паспортная часть;
    • анамнестические данные;
    • данные о физическом и психическом здоровье ребенка;
    • раздел, посвященный общей характеристике речи;
    • характеристика связной речи,
    • характеристика словарного запаса,
    • характеристика грамматического строя,
    • характеристика звукопроизношения и фонематического восприятия, слоговой структуры слова;
    • логопедическое заключение.
  • 15.  
  • 16.  
  • 17.  
  • 18.  
  • 19. Формы реализации индивидуальных образовательных маршрутов:
    • индивидуальные занятия по индивидуальной программе в условиях специального образовательного учреждения;
    • групповые занятия по определенной образовательной коррекционной программе в условиях специализированного учреждения;
    • групповые занятия по стандартной образовательной программе в сочетании с индивидуальными занятиями;
    • занятия в условиях интеграции;
    • занятия со специалистом в домашних условиях;
    • занятия дома с родителями при консультативной поддержке специалистов;
    • занятия в условиях стационарного лечения, санатория, группы круглосуточного пребывания, школы-интерната и т.п.
  • 20. Дидактические материалы для проведения диагностики :
    • реальные объекты действительности,
    • игрушки и муляжи,
    • сюжетные и предметные картинки,
    • вербальный материал,
    • карточки с напечатанными заданиями,
    • книги и альбомы,
    • материализованные опоры в виде схем, условных значков
  • 21. Показатели ЗРР при ранней диагностике (2,5 года):
    • Отсутствие в речи ребенка фраз из 3 и более слов;
    • Пассивность и безыинициативность в ведении диалога;
    • Однотипность и однословность ответов на вопросы;
    • Преобладание имитируемых речевых образцов;
    • Патологический характер звукопроизношения;
    • Выраженные трудности произнесения многосложных слов и слов со стечением согласных.
  • 22. Исследование анатомического строения а/а
    • строение зубов : макродентия, микродентия, частичная или полная адентия; неправильное расположение и/или форма зубов; наличие диастемы;
    • строение языка : макроглоссия, микроглоссия, укороченная подъязычная складка;
    • твердого неба: (высокое; «готическое»; низкое; плоское; наличие расщелин и их характер);
    • мягкого неба : (нормальное или укороченное, раздвоение маленького язычка);
    • губ: (тонкие, утолщенные; наличие и характер расщелины; короткая/укороченная уздечка губы, сглаженность носогубных складок);
    • прикуса: (прогнатия, прогения, передний/боковой открытый прикус).
  • 23. Исследование функций а/а:
    • способность выполнения движений;
    • объем движений;
    • темп выполнения;
    • способность нахождения и удержания позы;
    • мышечный тонус;
    • наличие синкинезий;
    • способность к переключению движений;
    • дрожание кончика языка при повторных движениях и удержании позы;
    • отклонение кончика языка при высовывании;
    • увеличение гиперкинезов или замедление темпа при повторных движениях;
    • повышенное слюнотечение;
    • отклонение маленького язычка в сторону;
    • гипокинез мягкого нёба.
  • 24. Исследование непроизвольных движений органов а/а:
    • раздвигание губ при улыбке,
    • вытягивание губ на подносимую ко рту пищу,
    • отдергивание языка при прикосновении шпателем,
    • движения мягкого неба при покашливании, позевывании
  • 25. Обследование произношения :
    • Изолированное произнесение звуков:
    • гласные: а, о, у, э, и, ы;
    • свистящие, шипящие, аффрикаты: с, сь, з, зь, ц, ч, щ,ш;
    • сонорные: р, рь, л, ль, м, мь, н, нь;
    • к-г, в-ф, п-б, т-д – в твердом и мягком звучании.
    • Произношение звуков в словах;
    • Исследование произношения звуков во фразе;
    • Исследование произношения звуков в свободной речи.
  • 26. Исследование слоговой структуры слова
  • 27. Слуховая дифференциация звуков на материале слов-квазиомономов
  • 28. Определение правильности слова
    • шляпа, сляпа, шьяпа, фляпа, шляпа;
    • баман, панан, банан, ваван, баван;
    • квекта, кветка, клетка, клетта, тлетка
  • 29. Выделение звука на фоне слова:
  • 30. Дифференциация ж-з
  • 31. Исследование номинативного словаря по лексическим группам
  • 32. Исследование предикативного словаря
  • 33. Классификация предметов: детям дается набор картинок или предметов (критерий классификации не называется )
  • 34. Определение лишних слов среди существительных:
    • Землетрясение;
  • 35. Определение лишних слов среди прилагательных :
  • 36. Определение лишних слов среди глаголов :
  • 37. Нахождение сходств и различий между предметами :
  • 38. Подбор обобщающего слова к группе предметов
  • 39. Определение предназначения предмета :
    • И: «Где и для чего можно применять предмет, который я назову: «кнопка»
    • Для прикрепления бумаги к доске;
    • Можно бросить в окно, чтобы подать сигнал;
    • Положить на стол;
    • Приготовить обед.
  • 40. Определение частей и целого: отгадай предмет по названию частей
  • 41. Отгадывание загадок по картинкам с использованием эпитетов
    • Хитрая, рыжая, с пушистым хвостом;
    • Разлинованы лошадки, будто школьные тетрадки;
  • 42. Сравни по вкусу: горчицу и мед
  • 43. Различение глаголов, сходных по смыслу
    • Шить – вязать
    • Класть-ставить
    • Строить-чинить
    • Чистить-подметать
    • Рисовать-окрашивать
  • 44. Виды вербальных парафазий :
    • парафазия по звуковой близости слов (клубок-колобок, деревня - деревья);
    • парафазия по внешнему сходству (вилка-ложка, кружка-чашка, платье-сарафан);
    • парафазия по сходному назначению (сковорода – плита, постель - кровать);
    • парафазия по ситуационному признаку (клумба – цветок, облако - небо);
    • парафазия на общую ситуацию (кастрюля – готовит еду).
  • 45. Исследование словообразования: книга-книжечка
  • 46. Исследование словообразования: тигр-тигренок
  • 47. Исследование словообразования имен существительных, обозначающих вместилище
  • 48. Образование относительных прилагательных
  • 49. Исследование описательного рассказа
  • 50. Исследование рассказа по сюжетной картинке
  • 51. Исследование рассказа по серии сюжетных картинок
  • 52. Задания для самостоятельной работы:
    • Подготовить опросники для родителей и педагогов для выявления речевой среды и типа речевого воспитания ребенка:
    • (1 открытый; 1 закрытый; 1 с утверждениями).
    • Подготовить тест для родителей «Необходимо ли обратиться к логопеду», описать систему оценки.
    • Подготовить презентацию для обследования лексики.
    • Подготовить презентацию для обследования грамматики.
  • 53. Литература:
    • Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования.
    • Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи.
    • Методы обследования речи детей./Под ред. Г.В. Чиркиной

Источник: http://www.slideshare.net/2005Marlyn/ss-7429428

Добавил Джон-хокинс, 6.02.2015 в 04:58.
Просмотров: 2378, комментариев: 26